Советские подводные лодки, которые заслуженно считаются выдающимися
Годы Холодной войны в СССР стали периодом небывалого научно-технического прогресса, когда развивались многие отрасли, а военная техника и вовсе была лучше, чем у всех других стран. Большой гордостью можно считать советский флот, и, особенно, наши подводные лодки. Субмарины, построенные на отечественных заводах, плавали быстрее, глубже, дальше, чем заграничные аналоги. Подробнее об этих рекордных машинах – далее в обзоре.
К-222
В 1959 году правительство СССР дало задание конструкторам спроектировать атомную подводную лодку совершенно нового типа. В конце-концов была построена всего одна субмарина проекта 661 «Анчар», которая может выпускать крылатые ракеты прямо с подводного положения. Но главная особенность этой лодки – ее скорость.
Корпус подлодки К-222 сделан из титана (впервые в мире), а все приборы были созданы «с нуля». Такое шаг привел к необычайной дороговизне проекта, поэтому моряки прозвали субмарину «Золотой рыбкой». Зато достигнутая скорость стала рекордом, не побитым до сих пор. В 1969-1970 гг. на мерной миле лодка продемонстрировала «максималку» в 44,7 узла (82,7 км/ч), идя на 100-метровой глубине.
К-278 «Комсомолец»
Атомная подводная лодка проекта 685 была построена всего в одном экземпляре, но это судно, получившее имя «Комсомолец», стало настоящей гордостью моряков ВМС Советского Союза. С самого начала перед ленинградскими инженерами стояла задача спроектировать машину, которая сможет опускаться на рекордные глубины, куда не достают радары потенциального противника. Благодаря титановому корпусу удалось достичь высокой прочности, а приводился «Комсомолец» от водо-водяного ядерного реактора мощностью 190 МВт.
Лодка длиной 110 метров и водоизмещение 8500 тонн могла опускаться на глубину до 1250 метров, что в 3-4 раза превышает возможности других советских и американских подводных лодок.
В 1983 году «Комсомолец» был принят в состав Северного флота СССР и неоднократно опускался на большие глубины, при этом проводились пробные запуски вооружения протиковокорабельных ракет, основного оружия «Комсомольца». К сожалению, во время очередной автономной службы в апреле 1989 года на лодке начался пожар, и она затонула.
Проект 941 «Акула»
В годы Холодной войны атомные подводные лодки с ракетами на борту были важнейшим оружием сдерживания потенциального противника, прежде всего в лице США. От подводных крейсеров, вооруженных баллистическими ракетами с ядерными зарядами требовалось нести постоянную службу у берегов Америки. При этом лодка должна быть максимально скрытной и удобной для экипажа в длительном плавании.
В рамках подобной концепции и был создан ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». С 1981 по 1989 годы построено всего 6 экземпляров, которые стали самыми большими подлодками в мире. Длина «Акулы» 172,8 метра, ширина 23,3 метра. Громадина приводится в действие двумя ядерными реакторами, которые выдают мощность на винте 50 000 л.с. каждый.
В отличие от большинства других подлодок, на «Акуле» очень много места для команды. В расположении 160 членов экипажа спортивный зал, солярий, сауна, бассейн для плавания и даже «живой уголок».
Подводный атомный крейсер «Акула» по размерам сопоставим с 9-этажным домом.
Также смотрите: