Место захоронения тысяч носов
Японские войска добились значительного успеха в захвате Корейского полуострова, но не смогли продвинуться вглубь Китая.
Хидэеси отступил со своими войсками, но вернулся на следующий год, в 1597 году, со вторым наступлением. Но в очередной раз мощная оборона объединенных сил династий Мин и Чосон в Корее вынудила Японию отступить на южный полуостров, где две противоборствующие армии оказались в десятимесячном военном тупике. Военные действия прекратились только после внезапной смерти Тоетоми Хидэеси в 1598 году.
В те времена воины часто отрубали головы убитым врагам в качестве доказательства своих военных достижений. Головы были засолены, упакованы в бочки и отправлены обратно в Японию, где их пересчитали и генералы получили вознаграждение в соответствии с количеством врагов, убитых их войсками. По мере продвижения вторжения управлять огромным количеством отрубленных голов, которые войска отправляли обратно с поля боя, стало невозможно. В конце концов, было решено, что будут собраны только носы. Врагов по прежнему обезглавливали (чаще всего), у отрубленных голов отрезали носы и их отправляли в Японию.
Приказы Хидэеси во время вторжения были недвусмысленными: «Косить всех поголовно, без различия молодых и старых, мужчин и женщин, духовенства и мирян — высокопоставленных солдат на поле боя, это само собой разумеется, но также и жителей холмов, вплоть до самых бедных».
Стивен Р. Тернбулл в своей книге «Вторжение самураев» приводит рассказ одного японского монаха об ужасающих зверствах, учиненных над гражданским населением: «С раннего рассвета следующего утра мы пустились в погоню за ними в горах и прочесали деревни на расстоянии одного дня пути. Когда они были загнаны в угол, мы устроили массовую резню. В течение десяти дней мы захватили 10 000 врагов, но не отрубили им голов. Мы отрезали им носы».
По словам Стивена Р. Тернбулла, войска Хидэеси собрали 185 738 корейских голов и 29 014 китайских. Мы знаем точные цифры, потому что подразделения, ответственные за их учет, вели тщательные записи, некоторые из которых сохранились до наших дней. Невозможно подсчитать фактическое количество жертв, потому что многие головы могли быть выброшены. С другой стороны, не у всех трупов были отрезаны носы. Чтобы увеличить количество погибших, многие солдаты отрезали носы живым людям.
Носы, отправленные в Японию, были захоронены в основном в двух местах — Киото и Окаяме. В Киото Хидэеси приказал похоронить отрезанные носы на территории храма Хокодзи, а на вершине кургана построить святилище — необычный жест, который, по словам главного жреца храма, покажет «великую милость и сострадание» Хидэеси. Точно неизвестно, почему Хидэеси решил почтить память своих жертв буддийскими захоронениями, но он это сделал, и на протяжении веков курган Мимизука был местом паломничества корейцев, путешествующих в Японию. Изначально святилище было известно как ханадзука, или «курган носов», но несколько десятилетий спустя некоторым показалось, что это звучит слишком жестоко, и они изменили название на мимизука, что означает «курган ушей». Новое название мало способствует уменьшению жестокости, но, по крайней мере, на местном языке оно звучит более приятно.
Курган Мимизука был относительно неизвестен среди японцев до последних десятилетий — в Японии принято замалчивать историю, что выставляет страну в плохом свете. С 1980-х годов в школах преподается очищенная версия. В 1970-х годах тогдашний президент Южной Кореи Пак Чон Хи выразил желание сравнять курган с землей. Некоторые предполагали, что курган следует перенести в Корею, чтобы умилостивить духов умерших, другие считают, что он должен остаться в Японии как напоминание о прошлой дикости Японии.
Также смотрите: